КАК ДОКАЗАТЬ ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕГО УНИЧТОЖЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ?

Жизнь каждого отдельно взятого человека складывается по-разному. Как часто бывает, белые полосы в жизни сменяются черными, а затем следуют опять белые полосы, что и неудивительно, так как все меняется и не стоит на месте.

            В тоже время бывают обстоятельства, которые крайне негативно сказываются на уровне жизни российских граждан и в первую очередь к ним необходимо отнести наступление чрезвычайных ситуаций в результате пожаров, наводнений и других природных явлений.

            Чрезвычайные ситуации, наступившие в результате стихийных бедствий, несут опасность жизни и здоровью российских граждан и, конечно же, несут угрозу уничтожения их имущества, в том числе уничтожения жилых помещений.

            Неважно где наступила чрезвычайная ситуация, в Подмосковье в результате горения торфяников или в Краснодарском крае во время наводнения, важно то, что если российские граждане при этом остались без жилья каждому из них государство обязано восстановить жилище.

            Основанием для такого вывода является требования положений ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти обязаны создавать условия для осуществления права на жилище.

            В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» российские граждане вправе рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного их имуществу.

            Если в результате чрезвычайной ситуации граждане остались без жилища, то согласно действующему законодательству и соответствующим процедурам граждане вправе получить государственные жилищные сертификаты для реализации своего права на жилище.

            Но, как часто бывает на практике, одно дело иметь право на получение жилищного сертификата, и совсем другое дело получить жилище в реальности.

            Зачастую гражданам, которые утратили жилье в результате чрезвычайной ситуации, отказывают в выдаче государственных жилищных сертификатов, что является основанием для подачи исковых заявлений в суд.

            В настоящей статье предлагаю рассмотреть тонкости обжалования в судебном порядке отказов в выдаче жилищных сертификатов с учетом Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 21.10.2015 г.

            Актуальность предложенной темы обусловлена, прежде всего, участившимися случаями природных и техногенных катастроф, в результате которых граждане теряют свое жилище, а также  желанием граждан защитить свои права на жилище в судебном порядке.

            Также статья будет полезна юристам и адвокатам, которые представят интересы граждан в судебных инстанциях по вопросам защиты права на получение государственных жилищных сертификатов.

 

УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВА

НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО СЕРТИФИКАТА

 

            Согласно Обзору судебной практики при защите права на получение жилищного сертификата граждане претенденты в большинстве случаев обращались в рамках искового производства с исками о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении их в список претендентов на получение сертификата, а также с исками о продлении срока действия жилищных сертификатов.

            В связи со вступлением в силу с 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление необходимо подавать с учетом требований указанного кодекса.

            Как следует из Обзора судебной практики, при разрешении вышеперечисленных исковых требований суды руководствовались:

- федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 г. № 561;

- постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982;

- постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110;

- постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 750;

- Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов от 10.07.1995 г. и другими нормативными актами.

            То есть граждане, претендующие по получение жилищного сертификата или продлевающие срок его действия, а также их представители, в первую очередь, должны руководствоваться перечисленными нормативными документами для аргументации своих доводов в исковых заявлениях.    

            Условия получения жилищного сертификата.

1. Государственные жилищные сертификаты могут быть получены только гражданами России, которые постоянно проживали в жилых помещениях и лишились их в результате чрезвычайной ситуации.

            Получение российского гражданства в последующем после утраты жилища на территории России не дает право иностранцу на получение государственного жилищного сертификата.

            2. Жилищный сертификат в случае утраты жилища выдается только в том случае, если гражданин постоянно проживал в этом жилище и был там зарегистрирован на постоянной основе.

            Жилищный сертификат выдается гражданину, утратившему жилище в результате чрезвычайной ситуации при условии, что данное жилое помещение является для гражданина и его семьи единственным.

            То есть, если гражданин и его члены семьи, проживали в утраченном жилье и были там зарегистрированы на постоянной основе, но имели кроме этого дополнительное жилье то такие граждане не праве получить жилищные сертификаты в результате утраты жилища.

            Другими словами, для получения жилищного сертификата в результате утраты жилища необходимо соблюдение трех обязательных условий: проживание в жилище на момент чрезвычайной ситуации, постоянная регистрация в жилом помещении и утраченное жилище должно являться единственным для лиц в нем проживающих.

            Если указанные условия не соблюдены, то, по мнению судов, риск утраты жилища несет собственник жилого помещения.

 

НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ ПРИ ВЫДАЧЕ СЕРТИФИКАТОВ

 

            Согласно действующему законодательству государственные жилищные сертификаты выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

            Соответственно, при определении норм площади жилья возникает вопрос, а кого можно отнести к членам семьи гражданина, утратившего жилище в результате чрезвычайной ситуации?

            Суды, рассматривая вопросы о выдаче жилищных сертификатов при определении состава семьи собственника, который утратил жилище, руководствовались ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ.

            Однозначно к членам семьи относятся супруг собственника утраченного жилого помещения, его дети и родители. Могут быть отнесены к членам семьи и другие родственники, но только при условии, что они официально вселены как члены семьи собственника помещения.

            Согласно Обзору судебной практики, само по себе проживание в помещении, которое утрачено в результате чрезвычайной ситуации, не свидетельствует о том, что проживающие являются членами семьи собственника.

            Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

            Истица обратилась в суд с иском о включении ее и ее несовершеннолетнего сына в список лиц на получение жилищного сертификата в связи с утратой ими жилища.

            По мнению истицы, основанием к выдаче сертификата является то, что по решению суда истица и ее несовершеннолетний сын признаны членами семьи собственника помещения, которое утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

            Суд, рассмотрев исковые требования, отказал в их удовлетворении, так как в судебном заседании было установлено, что истица заключила брак с собственником утраченного жилища после наступления землетрясения, а по условиям получения сертификата необходимо быть членом семьи на момент утраты жилья.

            Таким образом, в данном случае собственник жилья вправе получить жилищный сертификат исходя их существующей нормы в размере тридцать три квадратных метра на одиноко проживающего гражданина.

 

НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕННЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

            Гражданам и членам их семей, в случае утраты жилища в результате чрезвычайной ситуации при разрешении вопросов о получении жилищных сертификатов необходимо учитывать следующие моменты, исходя из существующей судебной практики.

1. Собственник и члены его семьи, постоянно проживающие в жилище, но временно отсутствующие в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, не теряют право на получение государственного жилищного сертификата.

            Например, если собственник утраченного помещения или члены его семьи на момент утраты в результате чрезвычайной ситуации не были зарегистрированы в помещении, то суд, выясняя причины отсутствия регистрации, должен определить факт их уважительности.  Если причины являются уважительными, то суд обязан удовлетворить исковые требования о признании права на получение жилищного сертификата.

            Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

            Рассмотрев исковое заявление о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения суд его удовлетворил, так как в судебном заседании были установлены уважительные причины отсутствия истца в утраченном жилом помещении. В частности, истец проходил военную службу.

            2. Для реализации права на получение жилищного сертификата предусмотрен заявительный характер, то есть лицо, претендующее на получение сертификата, обязано об этом подать соответствующее заявление.

            При  этом к заявлению о выдаче сертификата должны быть приложены документы, подтверждающие право собственника и членов его семьи на получение государственного жилищного сертификата.

            Как следует из судебной практики, в случае не подачи заявления о выдаче сертификата, есть все основания в неудовлетворении иска о признании права на получение жилищного сертификата, но при этом суд должен выяснить причины не подачи указанного заявления.

Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

Истец обратился в суд с исковым заявлением о признании за ним права на получение жилищного сертификата. В судебном заседании было установлено, что истцу было отказано во включении его в список граждан, имеющих право на получение сертификата в связи с тем, что истец не предоставил свой паспорт при подаче соответствующего заявления.

В тоже время в судебном заседании было установлено, что истец в период подачи вышеуказанного заявления не мог предоставить свой паспорт в связи с его обменом, но было установлено, что истец постоянно проживал в утраченном жилище и был там зарегистрирован.

Суд удовлетворил требование истца о признании за ним права на получение жилищного сертификата и включении его в соответствующий список.

            3. Одним из условий получения жилищного сертификата и включения в список граждан, утративших жилые помещения, является неполучение помощи в результате утраты помещения по средствам других программ.

            Например, гражданин, получивший безвозмездную субсидию в связи с утратой жилища в результате чрезвычайной ситуации не вправе получить государственный жилищный сертификат.

            4. Как следует из Обзора судебной практики, утвержденного Верховным судом РФ, истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов права на возмещение ущерба, нанесенного их имуществу в результате чрезвычайной ситуации.

            При этом не реализация прав обладателями жилищных сертификатов должна выражаться в объективных причинах либо вследствие действий третьих лиц.

Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

            Истец обратился в суд с исковым заявлением о замене государственного жилищного сертификата на новый.

            В судебном заседании было установлено, что при выдаче жилищного сертификата неправильно была указана дата выдачи сертификата и это послужило основанием для не перечисления денежных средств на счет истца.

            При таких обстоятельствах суд удовлетворил исковые требования истца и признал за ним право на получение нового государственного жилищного сертификата, так как старый жилищный сертификат не был реализован по независящим от истца причинам.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЛОЖЕНОМУ МАТЕРИАЛУ

 

Принимая во внимание изложенный материал с учетом Обзора судебной практики, утвержденного Верховным судом РФ 21.10.2015 г. можно сделать вывод о том, что далеко не всегда собственники жилища, утраченного в результате чрезвычайной ситуации вправе получить государственный жилищный сертификат.

В большинстве случаев, собственникам утраченного жилья отказывают в получении жилищного сертификата вследствие ошибок, которые допущены самими собственниками или вследствие ошибок технического характера, допущенными органами, отвечающими за выдачу жилищных сертификатов.

При таких обстоятельствах, как самим собственникам, так и их представителям необходимо помнить условия, при которых собственники вправе получить жилищные сертификаты, о которых речь велась выше.

При соблюдении соответствующих условий для получения жилищного сертификата, а также при уважительных причинах отсутствия одного из условий, собственникам жилых помещений, а также членам их семей необходимо обращаться в суд за защитой своих интересов, где вероятность удовлетворения иска высока.

В тоже время необходимо отметить и некоторые недостатки при выдаче жилищных сертификатов.

Так, например, жилищный сертификат при утрате жилища в результате чрезвычайной ситуации не может быть предоставлен лицу, у которого утраченное жилище является не единственным.

При этом совершенно не берется в расчет то обстоятельство, что собственник утраченного жилища может быть не единственным собственником в ином жилище, наличие которого не дает получить жилищный сертификат.

Более того, в ином жилище может проживать множество жильцов и норма жилой площади, положенной гражданину по закону существенно занижена, что не позволяет собственнику утраченного жилища проживать в ином жилище.

Учитывая приведенные обстоятельства, выглядит целесообразным предусмотреть возможность для собственника утраченного жилища в результате чрезвычайной ситуации получить жилищный сертификат даже в том случае, если у него есть иное жилье, но проживать там не представляется возможным.

Есть и еще один недостаток, который можно отметить при выдаче жилищных сертификатов при утрате жилья в результате чрезвычайной ситуации, хотя и не все специалисты с этим согласятся.

Согласно действующему законодательству иностранцы не вправе получить жилищный сертификат, несмотря на то, что они утратили жилище при чрезвычайной ситуации.

В тоже время необходимо отметить, что иностранцы бывают разные и возможно некоторые из них имеют единственное жилище в России для получения российского гражданства.

При таких обстоятельствах, когда иностранные граждане обратились за российским гражданством, получили разрешение на временное проживание или вид на жительства в России и при этом постоянно проживали в утраченном жилище и были там зарегистрированы, есть все основания для выдачи таким иностранцам жилищных сертификатов.

В противном случае, лица, обратившиеся за гражданством России, в результате чрезвычайной ситуации могут остаться на улице, что неприемлемо с точки зрения защиты прав потенциальных российских граждан.

Более того, указанные лица теряют не только жилище, но и в перспективе могут потерять право на получения гражданства России, так как в результате чрезвычайной ситуации иностранцам, обратившимся за гражданством, негде будет зарегистрироваться и постоянно проживать, что является условием для получения российского гражданства.

В целом необходимо отметить, что возможность получения жилищных сертификатов в результате утраты жилища является положительным примером того как государство заботится о своих гражданах, но существующие процедуру требуют некоторой доработки с целью защиты интересов всех лиц пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

Жизнь каждого отдельно взятого человека складывается по-разному. Как часто бывает, белые полосы в жизни сменяются черными, а затем следуют опять белые полосы, что и неудивительно, так как все меняется и не стоит на месте.

            В тоже время бывают обстоятельства, которые крайне негативно сказываются на уровне жизни российских граждан и в первую очередь к ним необходимо отнести наступление чрезвычайных ситуаций в результате пожаров, наводнений и других природных явлений.

            Чрезвычайные ситуации, наступившие в результате стихийных бедствий, несут опасность жизни и здоровью российских граждан и, конечно же, несут угрозу уничтожения их имущества, в том числе уничтожения жилых помещений.

            Неважно где наступила чрезвычайная ситуация, в Подмосковье в результате горения торфяников или в Краснодарском крае во время наводнения, важно то, что если российские граждане при этом остались без жилья каждому из них государство обязано восстановить жилище.

            Основанием для такого вывода является требования положений ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти обязаны создавать условия для осуществления права на жилище.

            В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» российские граждане вправе рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного их имуществу.

            Если в результате чрезвычайной ситуации граждане остались без жилища, то согласно действующему законодательству и соответствующим процедурам граждане вправе получить государственные жилищные сертификаты для реализации своего права на жилище.

            Но, как часто бывает на практике, одно дело иметь право на получение жилищного сертификата, и совсем другое дело получить жилище в реальности.

            Зачастую гражданам, которые утратили жилье в результате чрезвычайной ситуации, отказывают в выдаче государственных жилищных сертификатов, что является основанием для подачи исковых заявлений в суд.

            В настоящей статье предлагаю рассмотреть тонкости обжалования в судебном порядке отказов в выдаче жилищных сертификатов с учетом Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 21.10.2015 г.

            Актуальность предложенной темы обусловлена, прежде всего, участившимися случаями природных и техногенных катастроф, в результате которых граждане теряют свое жилище, а также  желанием граждан защитить свои права на жилище в судебном порядке.

            Также статья будет полезна юристам и адвокатам, которые представят интересы граждан в судебных инстанциях по вопросам защиты права на получение государственных жилищных сертификатов.

 

УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ЗАЩИТЕ ПРАВА

НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО СЕРТИФИКАТА

 

            Согласно Обзору судебной практики при защите права на получение жилищного сертификата граждане претенденты в большинстве случаев обращались в рамках искового производства с исками о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении их в список претендентов на получение сертификата, а также с исками о продлении срока действия жилищных сертификатов.

            В связи со вступлением в силу с 15.09.2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление необходимо подавать с учетом требований указанного кодекса.

            Как следует из Обзора судебной практики, при разрешении вышеперечисленных исковых требований суды руководствовались:

- федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

- постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 г. № 561;

- постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 г. № 982;

- постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110;

- постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 750;

- Порядком и условиями выдачи государственных жилищных сертификатов от 10.07.1995 г. и другими нормативными актами.

            То есть граждане, претендующие по получение жилищного сертификата или продлевающие срок его действия, а также их представители, в первую очередь, должны руководствоваться перечисленными нормативными документами для аргументации своих доводов в исковых заявлениях.    

            Условия получения жилищного сертификата.

1. Государственные жилищные сертификаты могут быть получены только гражданами России, которые постоянно проживали в жилых помещениях и лишились их в результате чрезвычайной ситуации.

            Получение российского гражданства в последующем после утраты жилища на территории России не дает право иностранцу на получение государственного жилищного сертификата.

            2. Жилищный сертификат в случае утраты жилища выдается только в том случае, если гражданин постоянно проживал в этом жилище и был там зарегистрирован на постоянной основе.

            Жилищный сертификат выдается гражданину, утратившему жилище в результате чрезвычайной ситуации при условии, что данное жилое помещение является для гражданина и его семьи единственным.

            То есть, если гражданин и его члены семьи, проживали в утраченном жилье и были там зарегистрированы на постоянной основе, но имели кроме этого дополнительное жилье то такие граждане не праве получить жилищные сертификаты в результате утраты жилища.

            Другими словами, для получения жилищного сертификата в результате утраты жилища необходимо соблюдение трех обязательных условий: проживание в жилище на момент чрезвычайной ситуации, постоянная регистрация в жилом помещении и утраченное жилище должно являться единственным для лиц в нем проживающих.

            Если указанные условия не соблюдены, то, по мнению судов, риск утраты жилища несет собственник жилого помещения.

 

НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛЬЯ ПРИ ВЫДАЧЕ СЕРТИФИКАТОВ

 

            Согласно действующему законодательству государственные жилищные сертификаты выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из двух человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

            Соответственно, при определении норм площади жилья возникает вопрос, а кого можно отнести к членам семьи гражданина, утратившего жилище в результате чрезвычайной ситуации?

            Суды, рассматривая вопросы о выдаче жилищных сертификатов при определении состава семьи собственника, который утратил жилище, руководствовались ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ.

            Однозначно к членам семьи относятся супруг собственника утраченного жилого помещения, его дети и родители. Могут быть отнесены к членам семьи и другие родственники, но только при условии, что они официально вселены как члены семьи собственника помещения.

            Согласно Обзору судебной практики, само по себе проживание в помещении, которое утрачено в результате чрезвычайной ситуации, не свидетельствует о том, что проживающие являются членами семьи собственника.

            Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

            Истица обратилась в суд с иском о включении ее и ее несовершеннолетнего сына в список лиц на получение жилищного сертификата в связи с утратой ими жилища.

            По мнению истицы, основанием к выдаче сертификата является то, что по решению суда истица и ее несовершеннолетний сын признаны членами семьи собственника помещения, которое утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

            Суд, рассмотрев исковые требования, отказал в их удовлетворении, так как в судебном заседании было установлено, что истица заключила брак с собственником утраченного жилища после наступления землетрясения, а по условиям получения сертификата необходимо быть членом семьи на момент утраты жилья.

            Таким образом, в данном случае собственник жилья вправе получить жилищный сертификат исходя их существующей нормы в размере тридцать три квадратных метра на одиноко проживающего гражданина.

 

НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕННЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

            Гражданам и членам их семей, в случае утраты жилища в результате чрезвычайной ситуации при разрешении вопросов о получении жилищных сертификатов необходимо учитывать следующие моменты, исходя из существующей судебной практики.

1. Собственник и члены его семьи, постоянно проживающие в жилище, но временно отсутствующие в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, не теряют право на получение государственного жилищного сертификата.

            Например, если собственник утраченного помещения или члены его семьи на момент утраты в результате чрезвычайной ситуации не были зарегистрированы в помещении, то суд, выясняя причины отсутствия регистрации, должен определить факт их уважительности.  Если причины являются уважительными, то суд обязан удовлетворить исковые требования о признании права на получение жилищного сертификата.

            Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

            Рассмотрев исковое заявление о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате землетрясения суд его удовлетворил, так как в судебном заседании были установлены уважительные причины отсутствия истца в утраченном жилом помещении. В частности, истец проходил военную службу.

            2. Для реализации права на получение жилищного сертификата предусмотрен заявительный характер, то есть лицо, претендующее на получение сертификата, обязано об этом подать соответствующее заявление.

            При  этом к заявлению о выдаче сертификата должны быть приложены документы, подтверждающие право собственника и членов его семьи на получение государственного жилищного сертификата.

            Как следует из судебной практики, в случае не подачи заявления о выдаче сертификата, есть все основания в неудовлетворении иска о признании права на получение жилищного сертификата, но при этом суд должен выяснить причины не подачи указанного заявления.

Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

Истец обратился в суд с исковым заявлением о признании за ним права на получение жилищного сертификата. В судебном заседании было установлено, что истцу было отказано во включении его в список граждан, имеющих право на получение сертификата в связи с тем, что истец не предоставил свой паспорт при подаче соответствующего заявления.

В тоже время в судебном заседании было установлено, что истец в период подачи вышеуказанного заявления не мог предоставить свой паспорт в связи с его обменом, но было установлено, что истец постоянно проживал в утраченном жилище и был там зарегистрирован.

Суд удовлетворил требование истца о признании за ним права на получение жилищного сертификата и включении его в соответствующий список.

            3. Одним из условий получения жилищного сертификата и включения в список граждан, утративших жилые помещения, является неполучение помощи в результате утраты помещения по средствам других программ.

            Например, гражданин, получивший безвозмездную субсидию в связи с утратой жилища в результате чрезвычайной ситуации не вправе получить государственный жилищный сертификат.

            4. Как следует из Обзора судебной практики, утвержденного Верховным судом РФ, истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов права на возмещение ущерба, нанесенного их имуществу в результате чрезвычайной ситуации.

            При этом не реализация прав обладателями жилищных сертификатов должна выражаться в объективных причинах либо вследствие действий третьих лиц.

Пример из судебной практики (Обзор судебной практики ВС РФ).

            Истец обратился в суд с исковым заявлением о замене государственного жилищного сертификата на новый.

            В судебном заседании было установлено, что при выдаче жилищного сертификата неправильно была указана дата выдачи сертификата и это послужило основанием для не перечисления денежных средств на счет истца.

            При таких обстоятельствах суд удовлетворил исковые требования истца и признал за ним право на получение нового государственного жилищного сертификата, так как старый жилищный сертификат не был реализован по независящим от истца причинам.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЛОЖЕНОМУ МАТЕРИАЛУ

 

Принимая во внимание изложенный материал с учетом Обзора судебной практики, утвержденного Верховным судом РФ 21.10.2015 г. можно сделать вывод о том, что далеко не всегда собственники жилища, утраченного в результате чрезвычайной ситуации вправе получить государственный жилищный сертификат.

В большинстве случаев, собственникам утраченного жилья отказывают в получении жилищного сертификата вследствие ошибок, которые допущены самими собственниками или вследствие ошибок технического характера, допущенными органами, отвечающими за выдачу жилищных сертификатов.

При таких обстоятельствах, как самим собственникам, так и их представителям необходимо помнить условия, при которых собственники вправе получить жилищные сертификаты, о которых речь велась выше.

При соблюдении соответствующих условий для получения жилищного сертификата, а также при уважительных причинах отсутствия одного из условий, собственникам жилых помещений, а также членам их семей необходимо обращаться в суд за защитой своих интересов, где вероятность удовлетворения иска высока.

В тоже время необходимо отметить и некоторые недостатки при выдаче жилищных сертификатов.

Так, например, жилищный сертификат при утрате жилища в результате чрезвычайной ситуации не может быть предоставлен лицу, у которого утраченное жилище является не единственным.

При этом совершенно не берется в расчет то обстоятельство, что собственник утраченного жилища может быть не единственным собственником в ином жилище, наличие которого не дает получить жилищный сертификат.

Более того, в ином жилище может проживать множество жильцов и норма жилой площади, положенной гражданину по закону существенно занижена, что не позволяет собственнику утраченного жилища проживать в ином жилище.

Учитывая приведенные обстоятельства, выглядит целесообразным предусмотреть возможность для собственника утраченного жилища в результате чрезвычайной ситуации получить жилищный сертификат даже в том случае, если у него есть иное жилье, но проживать там не представляется возможным.

Есть и еще один недостаток, который можно отметить при выдаче жилищных сертификатов при утрате жилья в результате чрезвычайной ситуации, хотя и не все специалисты с этим согласятся.

Согласно действующему законодательству иностранцы не вправе получить жилищный сертификат, несмотря на то, что они утратили жилище при чрезвычайной ситуации.

В тоже время необходимо отметить, что иностранцы бывают разные и возможно некоторые из них имеют единственное жилище в России для получения российского гражданства.

При таких обстоятельствах, когда иностранные граждане обратились за российским гражданством, получили разрешение на временное проживание или вид на жительства в России и при этом постоянно проживали в утраченном жилище и были там зарегистрированы, есть все основания для выдачи таким иностранцам жилищных сертификатов.

В противном случае, лица, обратившиеся за гражданством России, в результате чрезвычайной ситуации могут остаться на улице, что неприемлемо с точки зрения защиты прав потенциальных российских граждан.

Более того, указанные лица теряют не только жилище, но и в перспективе могут потерять право на получения гражданства России, так как в результате чрезвычайной ситуации иностранцам, обратившимся за гражданством, негде будет зарегистрироваться и постоянно проживать, что является условием для получения российского гражданства.

В целом необходимо отметить, что возможность получения жилищных сертификатов в результате утраты жилища является положительным примером того как государство заботится о своих гражданах, но существующие процедуру требуют некоторой доработки с целью защиты интересов всех лиц пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий