Правовые основания досмотра граждан и вещей, находящихся при них

Достаточно часто, особенно если речь вести о больших городах, российские граждане сталкиваются с действиями различных сотрудников охраны, которые исполняя возложенные на них обязанности, намереваются провести личный досмотр граждан и личных вещей, находящихся при них.

            Проверочным мероприятиям граждане могут быть подвергнуты где угодно и когда угодно, начиная от досмотра при входе в аэропорты, железнодорожные и автомобильные станции и, заканчивая досмотром в захудалых забегаловках, где местная охрана может попросить любого открыть сумки и показать содержимое.

            При отказе пройти через рамки металлоискателей или отказе предоставить личные вещи к осмотру физические лица не допускаются на территорию объектов, куда им так необходимо, а в случае с коммерческими организациями граждане, упорствуя на своем, могут подвергнуться и насилию.

            Если досмотры граждан сотрудниками транспортных компаний и полиции можно оправдать соображениями безопасности, то частые досмотры граждан всеми остальными сотрудниками охраны из ресторанного, гостиничного и другого бизнеса, не вписываются ни в какие рамки.

Отдельной темой для анализа является право охранников проводить досмотр работников и их вещей при проходе на предприятие для ведения трудовой деятельности.

Кто имеет право досматривать граждан и вещи, находящиеся при них? При каких обстоятельствах может быть произведен досмотр? Какими законодательными актами регулируются действия по досмотру граждан и их вещей?

            Разбор этих и других вопросов важен с практической точки зрения, как для различных специалистов в рамках их трудовой деятельности, так и для простых граждан, которые хотят знать свои права.

            Кто вправе проводить личный досмотр граждан? Нормативное регулирование.

            Исследуя вопрос о том, кто вправе проводить досмотр физических лиц и вещей, находящихся при них имеет смысл выделить в отдельную группу сотрудников полиции.

            Согласно п. 16 ч. 1 ст. 13 «О полиции» сотрудники полиции для целей исполнения возложенных на них обязанностей вправе проводить личный досмотр граждан, а также досмотр вещей, которые находятся у граждан при себе.

Личный досмотр граждан и их вещей может проводиться сотрудниками полиции в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности или в рамках уже возбужденных уголовных дел.

Своим определением от 08.09.2011 г. № 49-Д11-46 Верховный суд РФ подтвердил право полиции производить личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них.

            Если речь идет об административных правонарушениях, то порядок проведения личного досмотра граждан и вещей при них предусмотрен ст. 27.7 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

            Личный досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых и с составлением протокола и только в исключительных случаях личный досмотр может проводиться без понятых.

            Помимо сотрудников полиции досмотр граждан и вещей при них может проводиться уполномоченными лицами в соответствии с перечнем, приведенным ст.ст. 27.2, 27.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

   В том числе к уполномоченным лицам, имеющим право проводить личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них относятся:

- военнослужащие внутренних войск МВД РФ;

- должностные лица ведомственной и вневедомственной охраны при МВД РФ;

- должностные лица, осуществляющие надзор и контроль при оказании транспортных услуг;

- сотрудники военной автоинспекции в части своей компетенции;

- сотрудники, осуществляющие надзор и контроль в области охраны окружающей среды, лесного хозяйства, растительного и животного мира;

- пограничная и таможенная службы, выполняющие свои обязанности;

- военнослужащие и сотрудники в области уголовно-исправительной системы;

- должностные лица по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

- судебные приставы-исполнители;

- должностные лица Федеральной миграционной службы.

При этом следует отметить, что все перечисленные лица вправе осуществлять личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них только исключительно при исполнении своих должностных обязанностей и при наличии оснований полагать, что проверяемое лицо имеет отношение к совершенному административному правонарушению.

В противном случае личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них вышеперечисленными лицами будет являться незаконным и должен преследоваться по закону за нарушение прав человека.

Ведомственная охрана.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны, в том числе вправе проводить личный досмотр граждан и их вещей, а если эти вещи являются орудием или объектом правонарушения сотрудники могут изъять их, а граждан доставить в полицию.

Однако следует учесть, что ведомственная охрана может быть создана только федеральными органами власти в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 г. № 514.

Также ведомственная охрана может быть создана государственными корпорациями «Ростех» и «Росатом».

Так как ведомственная охрана создается федеральными органами власти и перечисленными государственными корпорациями, то и охранять такая охрана может исключительно объекты соответствующих органов и корпораций.

То есть другими словами, если гражданин с улицы придет в указанные органы и корпорации, то на входе он на вполне законных основаниях может быть подвергнут личному досмотру, а также могут быть досмотрены вещи, находящиеся при нем.

Ведомственная охрана не может осуществлять функции по охране коммерческих организаций, но для этих целей может служить вневедомственная охрана, которая создана при Министерстве внутренних дел РФ.

Вневедомственная охрана.

Вневедомственная охрана при Министерстве внутренних дел РФ состоит из сотрудников полиции, которые имеют соответствующие удостоверения полицейского.

При этом следует отметить, есть конкретный перечень объектов, подлежащих обязательной охране полиций, в том числе вневедомственной охраной.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. № 1629-р.

 В этот список входят, в том числе здания органов государственной власти, судов, прокуратур, международных аэропортов, стратегически важных объектов и прочее, прочее. Список достаточно большой.

Любые другие организации, не входящие в указанный перечень  могут заключить соответствующий договор на охрану своих зданий и сооружений сотрудниками вневедомственной охраны.

Сотрудники вневедомственной охраны вправе при входе и выходе с охраняемых объектов провести личный досмотр граждан и провести досмотр вещей граждан, находящихся при них, то есть проверить содержимое сумок.

Кроме того сотрудники вневедомственной охраны вправе досмотреть груз, который провозится на охраняемую территорию и при наличии оснований вправе не пропустить как граждан, так и груз на территорию.

Как правило, досмотр граждан проводится путем направления граждан через рамки металлоискателей и досмотра сотрудниками вневедомственной охраны сумок граждан на предмет проноса запрещенных предметов или запрещенных к выносу предметов с объектов.

Таким образом, если на входе или на выходе объекта, сооружения, здания и др. находятся сотрудники полиции, относящиеся к вневедомственной охране, то граждане обязаны по их требованию предъявить свои вещи к досмотру, а также пройти через рамки металлоискателей.

            Кто вправе ставить рамки металлоискателей?

            Основанием для установки стационарного металлоискателя на входе различных зданий, сооружений, территорий являются требования Федерального закона РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

            Согласно указанному федеральному закону места массового пребывания людей, то есть территории общего пользования, здания, строения, сооружения или иные объекты на которых может находиться одновременно более пятидесяти человек должны соответствовать требованиям антитеррористической защищенности объекта.

            Другими словами любое общественное место, здание, сооружение и территорию необходимо оборудовать соответствующим образом с целью воспрепятствования совершению террористических актов.

            Правила разработки антитеррористической защищенности объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 г.                   № 1244.

   Указанные правила устанавливают порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий с приложением к нему паспорта безопасности, который должен содержать меры по инженерно-технической защите объекта.

Разработка требований и формы паспорта безопасности осуществляется, в том числе Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ.

   Каждое здание, сооружение или территория, которые используются в коммерческих и некоммерческих целях должны содержать паспорт безопасности.

В соответствии с паспортом безопасности устанавливаются рамки металлоискателей при входах, что при таких обстоятельствах является законным мероприятием.

Если в паспорте безопасности объекта не содержится упоминания о рамках металлоискателей как средстве технической защиты, то, то соответственно их на входе быть не должно.

            При этом следует отметить, что установка рамок металлоискателей, как средства защиты на объектах транспортной инфраструктуры, предусмотрена ч. 7 ст. 12.2 Федерального закона РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Кто не вправе досматривать граждан и вещи, находящиеся при них.

            Деятельность сотрудников охраны, которые не относятся к ведомственной и вневедомственной охране регулируется Федеральным законом РФ от 11.03.1992 г.                 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

            Согласно ст. 3 указанного Федерального закона сотрудники частных охранных предприятий вправе, в том числе обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим на объектах, что позволяет им не пускать на охраняемый объект граждан без соответствующих пропусков, а также не пропускать любое имущество без оформленного на него пропуска.

            Также частная охрана вправе проверять выезжающий транспорт с объекта охраны на предмет законности вывозимого имущества. На любой вывоз и ввоз груза необходим соответствующий пропуск.

            Частные охранники могут содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

            Этим практически и ограничиваются права и  обязанности частной охраны при осуществлении своей трудовой деятельности.

            Частные охранники, находящиеся на входах и выходах зданий, сооружений, территорий не вправе проводить личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них, так как это могут делать только лица, которые перечислены в вышеизложенном разделе.

            На практике зачастую частная охрана просит граждан открыть сумки для досмотра.

Данная просьба является просто просьбой, не обязывающей граждан выполнять ее, но бывает и так, что граждане не показывают содержимое сумок и в таком случае охрана вправе вызвать для проведения досмотра сотрудников полиции.

            При этом гражданину нет необходимости ждать, когда появятся сотрудники полиции. Задерживать граждан частные охранники не вправе, так как это уже можно отнести к правонарушению, за которое охрана может понести ответственность.

            Если речь идет о сотрудниках частной охраны, которые стоят на пропускных пунктах у работодателей, то охранники вправе проверить у работников пропуск при входе или выхода с территории предприятия, но не вправе требовать досмотра личных вещей и не вправе проводить досмотр самих граждан.

            Так как работники в какой-то степени зависят от работодателей, зачастую охрана проверяет сумки работников, чем нарушает права работников, но есть ли выбор у работников в данном случае это уже другой вопрос.

            Выводы по изложенному материалу.

            1. Рамки металлоискателей, установленные в общественных местах, зданиях, сооружениях и территориях, как правило, установлены законно в соответствии с паспортом безопасности объектов.

            2. Проводить досмотр граждан и их вещей вправе при наличии оснований сотрудники полиции, сотрудники вневедомственной и ведомственной охраны, а также лица, перечисленные в ст. 27.7 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

            3. Не вправе проводить личный досмотр граждан и их личных вещей, а также не вправе задерживать граждан сотрудники частных охранных компаний, которые осуществляют охрану любых объектов.

            Также не вправе осуществлять досмотр работников и их вещей сотрудники охраны работодателей, если они не относятся к лицам из пункта второго настоящего раздела.

            В тоже время, если на предприятии введет пропускной режим, то сотрудники частной охранной фирмы вправе не пустить граждан на территорию, если отсутствует пропуск на вход или на выход.

            Граждане, которые желают вынести или внести имущество на территорию с пропускным режимом обязаны также иметь пропуск на имущество, так как в противном случае при отсутствии пропуска охрана на вполне законных основаниях откажет в проносе имущества.

Комментарии (16)

Оставить комментарий