Амнистия перепланировщикам…

Давно прошли времена Советского союза, когда подавляющее большинство граждан жили в одинаковых домах, в одинаковых квартирах, в которых обстановка не особо отличалась от обстановки в  квартире соседа.

Такое положение вещей можно было объяснить существовавшим строем и командной экономикой, а также полным порядком в сфере жилищного хозяйства и жесткой ответственностью за нарушения жилищного законодательства.

В настоящее время, когда и страна уже не та, и экономика рыночная, достаток и запросы у граждан совершенно разные, неудивительно, что российские граждане стремятся к комфорту там, где недоработали застройщики.

Сплошь и рядом в старом и новом жилищном фонде собственники квартир занимаются незаконной перепланировкой квартир и  перепланировали столько, что в ближайшее время Государственная дума РФ рассмотрит законопроект об амнистии незаконных перепланировщиков.

 

Согласно законопроекту граждане, которые осуществили незаконную перепланировку до первого марта 2005 г. будут освобождены от административной ответственности, получив просто предупреждение.

Предполагается, что если после перепланировки дом стоит много лет, то перепланировка совершена надлежащим образом, не угрожающим жизни и здоровью жильцов.

Согласует ли Государственная дума РФ предложенный законопроект покажет время, а пока является целесообразным проанализировать все плюсы и минусы такой законодательной инициативы и возможные последствия в результате принятия закона.

 

Положительные стороны законопроекта

 

1. К положительным моментам законопроекта необходимо отнести то, что законотворческая инициатива направлена на регулирование сферы нашей жизнедеятельности, где действительно существует масса проблем.

Незаконная перепланировка жилища уже стала как «притча во языцех», одни – это собственники квартир незаконно перепланируют квартиры, а другие – это органы дающие разрешение на перепланировку всячески препятствуют быстрому получению разрешительной документации на перепланировку.

Создавая волокиту при получении разрешительной документации на перепланировку, соответствующие органы тем самым провоцируют граждан незаконно перестраивать свое жилье, без разрешения. Получается своеобразные замкнутый круг, когда всем проще и выгодней поступить в нарушение закона.

Если же соответствующий законопроект будет принят, то соответственно из очереди на узаконивание перепланировки исчезнет масса граждан, совершивших правонарушение до 01.03.2005 г.

Уменьшение очередей на перепланировку будет способствовать тому, что граждане, только изъявившие желание перестроить жилье, смогут это сделать без больших временных задержек.

Также уменьшение очередей на перепланировку будет препятствовать коррупционерам, которые ссылаются на свою загруженность, получать от граждан соответствующую «мзду» за скорость оформления разрешительных документов на перепланировку.

2. Необходимо отметить, что сам акт амнистии по жилищным делам такого рода, является хорошим знаком со стороны государства своим гражданам.

Государство конечно лишится части своих доходов в результате того, что большое количество граждан будет освобождено от уплаты административных штрафов, но доверие к власти возрастет у собственников недвижимости, многие из которых в период экономического кризиса и так еле-еле сводят концы с концами.

Теряя какое-то количество денежных средств государство и власть, тем не менее, проявит гибкость в отношении долгов своих граждан и лояльность, если конечно законопроект будет принят.

Кроме перепланировки жилища законопроект может коснуться и незаконной перепланировки не жилых помещений, которыми владеют граждане и представители бизнеса.

Можно предположить, что для тех же представителей бизнеса, особенно из сегмента из малого и среднего бизнеса, освобождение от уплаты штрафов за незаконную перепланировку будет являться «манной небесной», так как в настоящее время все свободные денежные средства бизнесу необходимо направлять не на штрафы, которые «топят бизнес», а на развитие бизнеса.

Таким образом, каждая из сторон, которые заинтересованы в узаконивании совершенных перепланировок, останутся довольны в результате принятия обсуждаемого законопроекта.

           

Отрицательные стороны законопроекта

            1. К отрицательной стороне законопроекта можно отнести желание его инициаторов ранжировать граждан на осуществивших незаконную перепланировку до 01.03.2005 г. и после, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ. Представляется совершенно незаконным освобождать одних граждан и бизнесменов от административной ответственности за нарушение процедуры перепланировки жилища, а других за это же административное правонарушение привлекать к ответственности. Где тут логика и справедливость?

         2. Аргументация законотворцев о том, что если недвижимость не обрушилась в результате незаконной перепланировки, начиная с 01.03.2005 г., значит перепланировка проведена верно, не выдерживает никакой критики. Такой подход сравним с известным русским словом «авось» и его последствиями, но если завтра после принятия законопроекта обрушится многоквартирный дом, в результате незаконной перепланировки, проведенной до 01.03.2005 г. то возникает вопрос – кто понесет ответственность?

            3. Ранжирование граждан на виновных и виновных, но прощенных, вносит некоторую «нервозность» в общество и подрывает доверие в то, что мы живем в правовом государстве, где перед законом все равны.

Более того, а какой амнистии можно говорить, если ранее судом не установлена вина собственника помещения, который его перепланировал без разрешения. Как известно только суд может установить вину.

            4. Даже в случае если законопроект будет принят, и гражданам будут прощены их административные правонарушения, необходимо разрешить вопрос о том, кто и за чей счет будет проводить экспертизу/исследование на предмет безопасности ранее проведенных перепланировок, ведь как указывалось выше на «авось» полагаться нельзя.

            Если процедуру проверки перепланировок возьмут на себя соответствующие государственные службы, то где гарантия, что таких служащих будут впускать в квартиры для проведения проверки, так как в наше время по ту сторону дверей может оказаться кто угодно, в том числе из числа преступных элементов.

            Соответственно, граждане являющиеся собственниками  жилища, вправе не впускать в свое жилище кого угодно без достаточных на то оснований, а необходимые основания должны быть оформлены в письменном виде, но в таком случае законопроектом должны быть предусмотрены соответствующие процедуры.

 

Выводы и рекомендации

 

            1. Прежде всего, необходимо отметить, что предложенный законопроект ждут многие собственники жилых и не жилых помещений, если только законопроект не является написанным «для галочки» и не будет положен на полку «пылиться».

            2. Сам законопроект безусловно подлежит существенной доработке, в том числе юристами, что исключит ранжирование граждан на виновных и виновных, но прощенных.

            С этой целью есть юридические основания от ответственности за незаконную перепланировку освобождать всех собственников помещений, которые самостоятельно готовы заявить о ранее проведенной перепланировке и провести экспертизу на предмет ее безопасности для жизни и здоровья граждан.

            3. Законопроект должен предусматривать возможность для граждан, осуществивших незаконную перепланировку, узаконить свои действия путем уведомления государственных служб о согласии на проведения экспертизы службами и о согласии предоставить доступ специалистам к обследованию помещения.

            Соответственно если есть добрая воля собственника помещения на проведение экспертизы за его счет, то соответствующие службы на законных основаниях проведут исследование помещения, о чем будет подготовлено заключение.

            В результате полученного заключения, если оно подтвердит безопасность проведенной незаконной перепланировки, собственник помещения предупреждается о допущенном нарушении и в дальнейшем вправе будет на основании заключения привести все документы на недвижимость в порядок.

            Если же комиссией будет установлено, что в результате незаконной перепланировки есть угроза жизни и здоровью граждан, то, соответственно, должны быть предприняты меры для устранения таких угроз, но за счет собственника помещения.

            Таким образом, собственники помещений, уверенные в безопасности проведенной перепланировки, без сомнений дадут свое согласие на проведение экспертизы и доступ к помещению, с тем чтобы узаконить свою перепланировку.

            4. Для более оптимального претворения в жизнь законопроекта целесообразно установить конечную дату для собственников помещений, до которой они вправе узаконить перепланировку.

            Установление даты, несомненно, будет дисциплинировать собственников помещений и подталкивать их к проведению соответствующих процедур, но при этом необходимо четко предусмотреть для государственных служб сроки рассмотрения уведомления собственников о согласии провести экспертизу и о согласии предоставить доступ в помещение.

            Сроки должны быть предусмотрены и для проведения экспертизы, что в какой-то мере ограничит возможности коррупционеров по затягиванию процедур, а значит -облегчит жизнь для обычных российских граждан.

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий