Государства и право. Их роль в жизни общества

Государство, право и общество – три взаимозависимые понятия, существование которых тесно переплетено в зависимости от формы государства, используемой правовой системы и развитости самого общества.

Как общество зависит от государства, так и государства зависит от общество, для которого оно и существует.

В случае если государство не сможет обеспечить обществу достойную жизнь можно со большой вероятностью утверждать о несостоятельности  такого государства и, как следствие к возможным проблемам для государства и общества.

Именно с помощью права государство оказывает влияние на повсеместную жизнь общества, что указывает на исключительную роль права для государства и общества.

Актуальность изучения настоящей темы объясняется, прежде всего, необходимостью точного понимания аспектов регулирующих жизнь общества в государстве по средствам использования сложившейся правовой системы.

В настоящей работе представляется целесообразным проанализировать роль государства и права в жизни общества на примере Российской Федерации.

Объектом анализа будет являться форма государства, понятие и его признаки, а также имеющаяся российская правовая система, которая тем или иным образом отражается на жизни каждого из российских граждан.

В случае выявления негативных факторов, оказывающих государством и правом на жизнь общества, автором будут предложены некоторые рекомендации для формирования по настоящему правового российского государства с целью улучшения жизни простых граждан.

 

 

Государство, его понятие, признаки и форма

 

В различных источниках, будь то печатные или электронные источники, встречается большая множество определений понятию государства, но, несмотря на их количество, суть остается одна.

Государство – это основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации.

Любое государство, в том числе российское обязано защищать интересы всего общества и интересы правящих кругов.

Перекос в сторону защиты интересов правящих кругов чреват для государства кризисом власти, политическим волнениями и возможным распадом.

Одна из основных задач государства состоит в организации политической власти и управлении обществом на справедливой основе, что подразумевает соблюдение баланса интересов между обществом и властью, которая существует по желанию общества.

Государство имеет следующие особенные признаки и черты, которые отличают его от догосударственных и от негосударственных организаций:

  • наличие выделенного из общества и зачастую стоящего над ним аппарата власти, которые имеет управленческие и организационные полномочия;
  • обладание государственным суверенитетом, что очень часто выражается только в формальном суверенитете (формальность заключается в том, что суверенитет как бы есть, но фактически государство контролируется другим более сильным государством);
  • территориальный признак, по которому можно определить границы конкретного государства, защищаемые от внешних посягательств;
    наличие публичной власти на территориях в границах государства;
  • государственный структуры, в том числе правоохранительные, судебные, системообразующие и прочие.

Форма государства выражается в том, каким образом устроено правление в государстве, в государственном устройстве и политическом режиме, который принят в государстве.

Форма правления это, прежде всего то, каким образом организована государственная власть, какой порядок организации органов власти.

Рассматривая форму правления как способ организации власти необходимо понимать, каким образом конкретная власть взаимодействует с населением, насколько население активно принимает участие в организации и выборе власти.

К основным формам правления в настоящее время можно отнести абсолютную или ограниченную монархию и парламентскую, президентскую, смешанную республику.

Если говорить о Российской Федерации, то государство является федеративной республикой президентского типа.

Государственное устройство Российской Федерации заключается в делении территории государства на субъекты федерации, которые имеют свои управленческие органы и обладают ограниченной политической независимостью.

Российский политический режим считается демократическим с некоторыми устоями, передавшимися от развалившегося Советского Союза, а ранее Российской Империи.

Форма государственного правления в России позволяет президенту, а также исполнительной, судебной и законодательной власти существенно влиять и контролировать российские регионы через свои структуры и другие уполномоченные органы.

        

Право, его признаки

 

         Как указывалось выше, государство с помощью власти избранных управляет и организует общество с тем чтобы общество могло удовлетворить свои основные потребности.

         Для того чтобы управлять и организовывать необходимы соответствующие инструменты и право является самым приемлемым из инструментов, если оно защищает общество и дает возможность на равенство между всеми слоями общества.

         В связи с этим имеет смысл более подробно остановиться на праве, его особенностях и целях.

         Право – рассматриваемая в современной науке система общеобязательных социальных норм,  охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

         Право дифференцировано по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами.

         Например. Гражданское право, Конституционное право, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право.

         Список перечисленных видов права не является исчерпывающим, так как существует множество других.

         Право можно разделить на национальное и международное, когда нормативные документы создаются двумя и более государствами.

         Национальное право целиком и полностью находится в компетенции одного государства, а международное право обязательно для всех мировых государств.

         Большинство цивилизованных государств, в том числе и Россия признает приоритет международного права на национальным, что предполагает соответствии национальных правовых норм международному.

         Функции права указывают на место и роль права в жизни общества и государства.

         Их реальное содержание и социальное назначение во многом определяются характером государства.

         Между правом и государством, независимо от определений и каких-то нюансов существует неразрывная связь, но в тоже время они относительно самостоятельны.

         Государство издает нормативно-правовые акты, обеспечивает их соблюдение, в том числе путем принуждения общества к исполнению нормативных актов.

         Право же в свою очередь активно воздействует на государство путем установления общеобязательных правил поведения, в том числе для государственных органов и их служащих.

         С помощью норм права закрепляются государственных служащих, которые ведут свою деятельность в интересах общества и государства.

         Таким образом, право по отношению к государству и обществу, прежде всего, выступает регулятором общественных отношений.

         То есть первая функция права – это регуляторная функция, что логично и соотносимо с целями государства и общества.

         Регуляторная функция регулирует в обществе экономические политические и иные отношения, закрепляет существующий государственный и общественный строй.

         Право вносит определенный порядок в жизнедеятельность государства и общества, устанавливая конкретные права и обязанности сторон.

         Право имеет и воспитательную функцию, которая также является важной с точки зрения сосуществования государства и общества.

         Воспитательная функция проявляется в том, что закон опирается не только государственное принуждение, но и убеждение.

         Воспитательная функция права проявляется в том, что право должно развивать в обществе и отдельных гражданах чувство справедливости, правды, добра, гуманизма.

         Римские юристы говорили: «Закон есть царь всех божественных и человеческих дел».

         При этом закон или право должны стоять во главе добрых и злых, бедных и богатых.

         Именно государство в лице государственных служащих и учреждений обязано обеспечить верховенство закона в государстве без оглядки на расы, национальности, достаток и прочие особенности.

         Право также выполняет эвристическую и прогностическую функцию.

         То есть, закрепляя сложившеюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для более глубокого познания, развития и совершенствования.

 

Роль государства и права в жизни общества

 

         По результатам анализа предыдущих разделов настоящей работы в части государства и права, их понятий, функций и других особенностей возможно сделать однозначный вывод об огромной роли государства и права в жизни общества и отдельно каждого человека.

         Если государство не справляется со своими задачами, в том числе по формированию приемлемой правовой базы, то, соответственно и жизнь общества не может быть удовлетворительной.

         Более того, зачастую государство имеет авторитарную модель правления, что сказывается на правовой системе страны и, как следствие, в отношении общества применяются методы принуждения к соблюдению установленных правил жизнедеятельности.

         Такой способ организации отношений между государством и обществом нельзя назвать наилучшим, так как он имеет ярка репрессивный характер, подавляющий свободу и проявление демократии.

         Нет никаких сомнений в том, что репрессивный метод воздействия на общество, рано или поздно, приведет к волнением в обществу, недовольству и возможно к смене политического режима в государстве.

         Самым неприятным в данном случае может являть то, что государство в результате ошибочной политики власти, в том числе в сфере правового регулирования может просто перестать существовать, как это было с Советским Союзом.

         Нельзя не отметить роль государства и права в жизни общества довольного существующей действительностью.

         Именно государство путем установления справедливых правил жизнедеятельности может способствовать удовлетворению общества и граждан по отдельности, установив нормативными актами социальные гарантии, равенство, свободы. 

         Общество, получившее социальные блага, заметившее беспокойство государства о себе, в обязательном порядке ответить государству и власти взаимностью, строго выполняя установленные правила, не преступая закон.

         Таким образом, государство без права не может существовать, а право необходимо именно для жизнедеятельности государства.

Право, по сути, формирует государство и власть, что в конечном итоге делает государство правовым, что самым положительным образом сказывается на обществе.

 

Недостатки российской правовой системы

 

Российская Федерация и ее правовая система, как и любое другое государство, Россия имеет свои явные и не очень явные негативные аспекты в правовой системе.

В том числе российская правовая система имеет большой репрессивный уклон в части принуждения общества к исполнению нормативных актов, что нельзя назвать приемлемым с точки зрения дальнейшего развития государства и общества.

Всем понятно, что без принуждения обойтись нельзя, но снизить возможности контролирующих органов является необходимостью и общество с благодарностью ответит государству.

К сожалению, в российской правовой системе заложен исключительно карающий метод воздействия на общества и граждан.

Например, есть законодательная норма и ее надо исполнять, если кто-либо нарушил норму, сразу следует наказание, в том числе гражданская, административная и уголовная.

В этом заключается воспитательная функция права, нарушил – получи наказание.

Можно ли назвать такое положение вещей эффективным способом взаимодействия государства и общества? В какой-то степени, когда речь идет о злоумышленниках или постоянных нарушителей закона.

Однако, следует отметить, что такой подход однобок, так как следует не только по средствам права заниматься принуждения, но и воспитывать у граждан правосознание, которое позволит обществу разбираться в вопросах права.

Что значит, разбираться в вопросах права?

Это значит, что общество и каждый гражданин в отдельности смогут сознательно оценивать нормы права и в добровольном порядке определить свое отношение к праву.

Кроме отсутствия правильного правосознания общества, также следует отметить множество технических недостатков в правовой системе России, к ним относятся недостатки, в том числе в жилищном законодательстве, в семейном законодательстве и других сферах права.

Законодатели на постоянной основе вносят различные изменения в нормы права и казалось бы это должно вносить порядок в правовую систему страны, но на деле получается обратное, так как постоянные непродуманные изменения в законы только добавляют хаоса при их использовании и нервируют общество.

 

Заключение

 

         Нет никаких сомнений в том, что государство и право очень важны для общества, так как только в правовом государстве можно счастливо жить и трудиться.

         В тоже время как показал вышеизложенный материал в России есть над чем работать государству и обществу, последовательно улучшая правовую систему страны, ее отдельные нормативные акты.

         Законодатель в своем желании улучшить взаимоотношения между государством и обществом должен сместить уклон от принуждения к исполнению законодательства гражданами в сторону убеждения.

         Только в таком случае граждане смогут доверять государству и власти.

         Отдельной темой для проработки является воспитание правосознания граждан, правильного правосознания.

         К методам воспитания правосознания необходимо отнести обязательное включение соответствующих дисциплин в образовательные программы школ и других учебных заведений.

         Но, прежде всего законодатель должен заложить основу в правовую систему страны о воспитательной функции права в части обязательного воспитания правильного общественного и индивидуального правосознания.

         В том числе необходимо рассмотреть возможность внесения дополнений в ст. 2 Конституции РФ, изложив ее в следующем виде: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, воспитание правильного правосознания человека и гражданина – обязанность государства».

 

Автор: Алистархов ВВ

Комментарии

Комментариев пока нет

Оставить комментарий