Нормативное регулирование частной юридической практики

В настоящее время дипломированных юристов великое множество и, как известно, далеко не все из них смогли устроить свою деятельность таким образом, чтобы работать по профессии.

Те кто «отпал» от юриспруденции сразу после окончания института о них речь вести не стоит, так как вряд ли у них будет еще шанс вернуться к юриспруденции в чистом виде.

В тоже время писать о тех, кто занимается юриспруденцией в результате получения адвокатского статуса или создания своей юридической компании не хочется, т.к. с их деятельностью все ясно, в т.ч. вполне доступно все изложено по вопросам их налогообложения.

Кроме названных, на рынке юридических услуг есть множество юристов, которые совмещают работу в организации (основное место работы) с деятельностью частного юриста.

В свободное от работы время, а иногда и в рабочее время такие юристы пытаются подработать на обширных территориях интернета или иным способом, их деятельность слабо регламентирована, так как помимо основного места работы указанные юристы официально нигде не числятся, в т.ч. с целью избежать претензий со стороны налоговых органов.

По сути, юристы, которые имеют основное место работы, не хотят, а по большому счету и не имеют возможности, времени для оформления статуса индивидуального предпринимателя или создания своей юридической компании.

При этом оформление это еще пол беды, после чего придется не только каким-то образом вести документацию ИП или ООО, так еще необходимо будет направлять налоговые декларации для исчисления и уплаты налога, а также вести другие хозяйственные дела ИП или ООО.

При таких обстоятельствах, юристы, имеющие постоянное место работы рискуют потерять это место работы и с учетом конкуренции на рынке юридических услуг большинству из них, придется влачить жалкое существование.

В связи с этим, юристы имеющие основное место работы пытаются всячески скрывать от действующего работодателя, а также от налоговых органов свою частную юридическую практику.

Проблема налицо, с одной стороны большая масса специалистов имеет трудности при оказании юридических услуг, государство теряет по части налоговых отчислений в связи с не совсем законной деятельностью подобных юристов, не говоря уже о том, что теневая схема работы отражается на качестве предоставляемых услуг.

Так каким же образом вывести эту прослойку юристов в правое поле, чтобы юристам было удобно, и отчисления направлялись в казну, а клиенты получали качественные услуги.

Как представляется регламентировать деятельность частных юристов, имеющих основное место работы можно разработкой нового федерального закона «О частной юридической практике», не включая в него деятельность адвокатов, которые имеют свой закон, а также деятельность различных юридических компаний и ИП, деятельность которых также регламентирована уже принятыми нормативными документами.

В тоже время специальный федеральный закон «О частной юридической практике» необходим чтобы регламентировать частную практику юристов, у которых помимо частной практики есть основное место работы.

Частные юристы, для которых это основной вид деятельности должны регистрировать ИП, ООО, получать статус адвоката и пр.

А вот те юристы, которые заняты на основном месте работы с 9 до 18 и не имеют возможности и времени заниматься собственным бизнесом для них должен быть упрощен порядок регистрации юридической деятельности, а также упрощен порядок налогообложения.

Частных юристов, занятых по основному месту работы не стоит относить к предпринимателям, как таковым. Для чего следует выработать определенные условия не отнесения юристов к предпринимателям.

Например, для этого в законе может быть указанна  сумма заработанных денежных средств юристом за определенный период времени, при достижении которой юрист обязан зарегистрироваться как предприниматель.

Регистрация юристов, занятых по основному месту работы (по трудовой) и занимающихся в свободное время частной юридической практикой должна происходить путем направления уведомления в налоговую инспекцию о ведении такой деятельности с приложением копии трудовой книжки (для подтверждения основного места работы) и указанием номера счета или номера электронного кошелька, куда будут перечисляться денежные средства от частной юридической деятельности.

Обязанность отчисления налогов будет наложена на частных юристов один раз в год в размере, к примеру, не более 6 % от доходов.

В свою очередь налоговая инспекция может иметь право провести проверку достоверности представленных данных об основном месте работы (не у работодателя), о номере счета и правильности уплаты налога.

За ведение частной юридической практики без уведомления налоговой инспекции может быть предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Должны быть разработаны и другие важные разделы закона о частной юридической практике, о статусе лица, занимающего частной юридической практики, об оплате юридических услуг, предоставляемых частным юристом, о видах юридической помощи, оказываемой частными юристами и пр.

Таким образом, в связи с разработкой федерального закона о частной юридической практике потребуется внесение поправок в Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и в другие нормативные акты, но это стоит того, когда речь ведется о превращении государства в правовое государство.

 

 

 

 

Комментарии (59)

Оставить комментарий